Денежная реформа Витте
Экономический бум 1890-х гг. в России связан, прежде всего, с именем талантливого реформатора, финансиста, организатора экономики, тонкого дипломата, крупнейшего государственного деятеля России рубежа XIX - XX вв. - С. Ю. Витте (1849-1915). После окончания Новороссийского университета в Одессе Витте поступил на службу в акционерном обществе Юго-Западных железных дорог, которая свела его с председателем Общества И.А. Вышнеградским, обратившим внимание на толкового служащего. По мере приобретения научных знаний и практического опыта Витте стал задумываться над вопросами экономического и промышленного развития России. Основой индустриальной модернизации, по его мнению, должны стать строительство железных дорог, совершенствование тарифных ставок, приоритет государственных железных дорог. При нехватке средств допустимо привлечение частного капитала, но под государственным контролем. Для преобразования патриархальной российской экономики и преодоления отсталости от Запада нужна комплексная программа модернизации страны. На формирование государственно-экономических взглядов Витте большое влияние оказали труды немецкого экономиста первой половины XIX в. Ф. Листа. В своей книге «Национальная экономия и Фридрих Лист», изданной впервые в Киеве в 1889 г., Витте, как и Бисмарк в Германии, настоятельно рекомендует России вступить на путь, предложенный Листом. Идеи Ф. Листа оказались привлекательны, во-первых, системным подходом к анализу развития национальных экономик в контексте мирового сообщества; во-вторых, Учетом национальных особенностей, уровня промышленного развития и внедрения разумного протекционизма, т.е. покровительства отечественной промышленности. Вывод Витте: Россия нуждается в ускоренном развитии промышленности, которая усилит земледелие, создаст новые рынки сбыта для сельскохозяйственной продукции.
В 1889 г. С. Ю. Витте стал директором департамента Минфина, затем Министром путей сообщения и вскоре - Министром финансов. Этот ключевой пост С. Ю. Витте занимал 11 лет с августа 1892 по август 1903 года. Именно Министерство финансов становится воплощением прогрессивного начала во внутренней политике Николая II. С первых дней своей министерской деятельности СЮ. Витте, подготавливая проект реорганизации управления промышленности и торговли, разработал долгосрочную программу Министерства финансов. Помимо укрепления собственной власти и положения, лейтмотив программы сводился к превращению России в высокоразвитую страну на основе проведения всесторонней трансформации промышленно-торговой сферы. Были выработаны общие направления политики индустриализации. Витте провел Минфина, увеличив штат в три раза, а число отделений - с 11 до 16. О проблемах и событиях экономической жизни и деятельности министерства рассказывалось на страницах «Торгово-промышленной газеты», которую Минфин стал издавать с 1893 г. Определенные успехи были продемонстрированы на Всероссийской торгово-промышленной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде.
С. Ю. Витте возглавил Минфин в кризисный период, когда экономика была подорвана массовым голодом 1891-1892 гг. Страна находилась перед выбором пути экономического развития. Поскольку путь серьезных социальных перемен для царизма был неприемлем, оставались традиционные способы - усиление государственного вмешательства в экономику, широкое использование монетаристских методов ее оздоровления. Решающим инструментом экономической политики Витте стало укрепление финансов . Важным источником пополнения бюджета оставались налоги . Подобно Н.Х. Бунге, Витте пытался ввести капиталистические принципы налогообложения. Была отменена подушная подать в неземледельческих районах Сибири, государственной оборонной подати придана форма раскладочного налога. Система прямых налогов в России к концу XIX в. была громоздкой и запутанной, а доля их в доходах государственного бюджета оставалась скромной - 7%. Рост прямых налогов оставался незначительным и сводился к повышению платы: квартирной и на городскую недвижимость. Более того, в 90-е гг. некоторые прямые налоги были снижены. Уменьшились годичные выкупные платежи за счет удлинения срока выкупных операций, наполовину снижен поземельный налог. Официально это объяснялось сельскохозяйственным кризисом, на самом деле - осуществлялось для поддержания поместного дворянства.
Общим для прямых налогов было то, что облагался не доход, а форма собственности. Если торговля и промышленность давали 45% национального дохода, то налог с предпринимательской деятельности оставался низким - 3%. Витте сделал попытку реформировать торгово-промышленное обложение. В итоге уже в 1893 г. размер промыслового налога увеличился до 5%, обложению подверглись предприятия, уплатившие акцизные сборы, что увеличило поступления в казну на 5 млн. руб. К 1898 г. было разработано и принято «Положение» о промысловом налоге. При уплате основного налога теперь упор делался на величину и вид предприятия, а не личность владельца и его привилегии. Дополнительный налог с акционерных предприятий взимался с капитала и прибыли, если она превышала 3% на основной капитал. Дополнительный налог с предприятий не обязанных публичной отчетностью, взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли. Таким образом, новый промысловый налог оставался архаичным с частичным внедрением прогрессивного принципа подоходного обложения и обеспечивал лишь 3-4% бюджетных поступлений (1).
Основные деньги в бюджет давали косвенные налоги, среди которых видное место занимали акцизы на производство и продажу сахара, табака, спичек, керосина, чая и водки. Самой доходной статьей бюджета стала введенная при СЮ. Витте винная монополия. Винокурение оставалось частным делом, но сырой спирт приобретался казной по ценам, установленным Минфином. Регулировалось годовое производство спирта. Спирт, полученный сверх нормы, разрешалось вывозить за границу. Продажа винно-водочных напитков оставалась государственной монополией, за исключением пива, браги и виноградного вина. Впервые винная монополия была введена в 1893-1894 гг. в четырех губерниях - Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской, затем и в других регионах, охватив к 1902 г. всю Европейскую Россию и западносибирские губернии, а с 1904 г. и Восточную Сибирь. Главная цель реформы - фискальная - была достигнута. Доходы от продажи винно-водочных изделий в отдельные годы достигали почти трети всех бюджетных поступлений. По расчетам финансового ведомства, за шесть лет с 1895 по 1901 гг. валовой доход от продажи водки составил 955,8 млн. руб., а чистый доход - 662,8 млн. руб. (2). Доходы от продажи водки полностью покрывали расходы на армию, В связи с этим государственный бюджет нередко именовали «пьяным бюджетом». Наряду с положительными реформа имела и негативные черты. Винная монополия не способствовала уменьшению пьянства и повышению народной нравственности, увеличила тайную продажу алкоголя и число чиновников, рост коррупции, хищений и произвола.
Блестящим достижением Витте стала осуществленная им денежная реформа. Он обратился к опыту своих предшественников, в частности, министра финансов М.Х. Рейтерна. Предпринятые им реальные меры и проекты явились фундаментом последующей экономической политики российского правительства, курсом которой шли почти все министры финансов. СЮ. Витте продолжил начинания Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского, пытавшихся заложить предпосылки перехода к золотому стандарту, проводя стабилизацию кредитного рубля и создавая запасы золота. По этому пути пошел и С.Ю.Витте. Он заключил несколько новых, выгодных для России займов, вдвое увеличил золотой запас страны. Но это были полумеры. Необходимо было разработать четкую программу, направление, формы и методы действия, и убедить монарха. Витте развернул бурную деятельность и приложил немало усилий, решительности и последовательности для доведения начатого дела до конца. Для пропаганды своих замыслов он . не остановился перед субсидированием влиятельной петербургской газеты «Биржевые ведомости», выступал со страстными речами в Государственном совете (3).
Прежде всего, нужно было определиться по существу: проводить денежную реформу на базе монометаллизма (золото или серебро), или биметаллизма . Вопрос был не однозначен и имел сторонников обоих вариантов. Обладая трезвым умом и историческим предвидением, Витте стал сторонником золотого монометаллизма, в чем сумел убедить своих коллег и Николая II. Главным советником Витте в разработке предстоящей реформы были профессор Петербургского университета И.Кауфман и директор Департамента финансов министерства Н. Кутлер, который стал активным участником реализации денежной реформы 1922-1924 гг.
Для подготовки реформы С.Ю.Витте провел ряд мер. Была произведена стабилизация курса кредитного рубля. Частные банки были строго предупреждены о том, что спекуляции на курсе рубля лишат их правительственной поддержки и права проведения коммерческих операций. За частными банками и таможнями был установлен строгий государственный контроль. С биржи были удалены агенты иностранных банков. Чтобы избежать шока, населению было разрешено еще до реформы использовать золотые монеты по курсу 5 золотых руб. за 7,5 кредитных руб. Наконец, предстоявшая денежная реформа заставила произвести назревшие преобразования в Государственного банка России. К началу 90-х гг. изменились отношения Госбанка и казначейства. Были выплачены долги казны банку, для оплаты которых нередко использовались займы. Привлеченные Госбанком немалые суммы можно было использовать для кредитования промышленности и торговли. В этой связи потребовались изменения в Уставе Госбанка. Об этом писали в печати не только промышленники, но и помещики. В 1892 г. под председательством Витте была создана комиссия для пересмотра Устава банка. Финансовая политика, проводима С.Ю.Витте, настоятельно требовала расширения сферы деятельности Центрального банка. Наряду с краткосрочным кредитованием, Витте высказывался в пользу длительного промышленного кредита в целях роста экономики страны. Новый Устав Госбанка вступил в силу в 1895 г. Основной капитал составлял 50 млн. руб., резервный -до 5 млн. руб. (4). Устав разрешал кредитование промышленников под соло-вексель под залог зданий и оборудования. По новому Уставу Госбанк больше не выполнял роль местного операционного учреждения Петербурга, а направлял банковскую деятельность всей страны. Для обслуживания С.-Петербурга при Госбанке учреждалась контора во главе с управляющим и Правлением в составе пяти директоров. Новый Устав усилил зависимость Госбанка от Минфина. Руководящий состав банка во главе с Управляющим назначался министром финансов, а его деятельность регулировалась министерскими распоряжениями. Госбанк систематически отчитывался перед Государственным советом и государственным контролером. При проведении денежной реформы на Госбанк был возложен выпуск кредитных билетов и золотых монет.
Денежная реформа проводилась поэтапно в 1895-1897 гг. по указу царя, изданного в 1897 г., минуя Государственный совет. Техническая сторона реформы сводилась к свободному обмену кредитных билетов на золотые монеты. С.Ю.Витте видел суть и стержень денежной реформы в установлении золотого паритета рубля. Золотой запас в 1896 г. составил 103% номинальной суммы кредитных билетов (5). Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золота, что означало понижение его золотого содержания на 1/3. Аналогично уменьшился вес золотой монеты. Существовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превращались в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Затем стали снова выпускать 10 и 5-рублевые золотые монеты, но с пониженным весом. Кроме того, для удобства расчетов в обращение вводились вспомогательные серебряные - 1 рубль, 50, 25, 15, 10, 5 копеек и медные монеты. К 1901 г. в обращении находилось золотой и серебряной монеты на 856,5 млн. руб. (6). Поскольку проведенная девальвация носила скрытый характер, то реформа прошла сравнительно безболезненно и не вызвала существенного изменения товарных цен, вследствие приспособления золотого рубля к курсу банкнот.
В результате реформы Государственный банк становился центральным и единственным эмиссионным учреждением. По закону от 29 августа 1897 г, ему был разрешен выпуск кредитных билетов на сумму в 600 млн. рублей, при этом золотое обеспечение должно было составлять не менее 300 млн. рублей, то есть половину суммы. В действительности это право никогда не использовалось. Для обеспечения обращающихся кредитных билетов было предусмотрено наличие в стране большого запаса золота, что делало российскую валюту одной из самых надежных в мире.
К этому времени заметно усилилась финансовая мощь акционерных коммерческих и ипотечных банков. Считая кредит основой промышленности, Витте содействовал укреплению молодых российских банков, концентрации в крупнейших из них финансовых средств, используя иностранные капиталы. При нем разрабатывались принципы деятельности зарубежных банков в России и первые проекты совместных банков. Постепенно министр финансов пришел к заключению, что в условиях недостатка отечественных капиталов иностранные инвестиции помогут развить промышленность и наполнить внутренний рынок товарами. Тем более что в условиях высоких пошлин на готовые товары, иностранцы с большой охотой стали ввозить в Россию капитал, инвестировали его в производство, создавая собственные или смешанные предприятия. Витте содействовал привлечению иностранного капитала, несмотря на законодательные ограничения для бизнесменов-иностранцев. Увидев в иностранных инвестициях гораздо меньшее зло, чем правительственные займы, Витте всячески содействовал пересмотру правовых норм деятельности иностранцев. Министру финансов пришлось отбиваться от нападок мощной оппозиции в лице поместного дворянства, некоторых российских предпринимателей и Комитета министров. Витте пишет записку Государственному совету, начинает широкую кампанию в прессе, воздействует на императора, используя письмо профессора Д.И.Менделеева с обоснованием необходимости притока иностранных капиталов; наконец, сам обращается к Николаю II с секретным докладом, в котором излагает программу торгово-промышленной политики империи. Витте настаивал на разрешении иностранцам покупать не только предприятия, но и землю, на которой они располагались. Но предлагаемые меры по смягчению ограничений в деятельности иностранных инвесторов не получили поддержки из-за сопротивления большей части бюрократического аппарата.
Привлечению капиталов на финансовый рынок страны способствовала активность фондовых и товарно-сырьевых бирж, но их работу сковывали многочисленные регламентации операций. Ограничения распространялись на некоторые категории лиц, по религиозному и национальному принципам, на отрасли (в сахарной и нефтедобывающей не допускались акции на предъявителя), господствовала высокая номинальная стоимость акций (250 рублей). Взамен разрозненных уставов отдельных бирж была попытка создать единый биржевой устав. В 1895 г. для этой цели при Минфине образовали специальную комиссию. Подготовленный устав не был утвержден. Правительство ограничилось лишь реформой Петербургской биржи.
Пока Витте возглавлял финансовое ведомство России, государственный бюджет более чем удвоился: с 1 млрд. рублей в 1892 г. он составлял около, до более 2-х миллиардов в 1903 г. Среднегодовой прирост бюджета составлял 10,5%, против 2,7 % в предшествующем десятилетии, а в последующем - 5%.
Денежная реформа СЮ. Витте способствовала интеграции России в мировую экономику. Золотой монометаллизм поставил Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими государствами и ускорил модернизацию ее индустрии. Стабилизация курса рубля и золотой стандарт сделали российскую промышленность привлекательной для иностранных инвесторов. Министр финансов, зная, как отечество небогато внутренними источниками капитала, предлагал изъять из российского законодательства ограничения для иностранного капитала на владение землей и занятие некоторыми промыслами. В этом вопросе Витте добился лишь частичных успехов. В 1899 г. был разрешен допуск иностранных капиталов и предпринимателей к участию в развитии отраслей российской обрабатывающей промышленности.
Наряду с укреплением финансов и денежного обращения С.Ю.Витте большое внимание уделял развитию промышленности и торговли. Под его руководством была разработана программа быстрого развития национальной промышленности. Госбанк и Минфин служили важными рычагами воздействия на экономический рост в стране. Энергично использовались также традиционные меры: протекционистский таможенный тариф, выгодные для России торговые договоры с другими странами, разумные железнодорожные тарифы. Единые для всех торговых партнеров таможенные тарифы стали заменяться дифференцированными на основе двусторонних торговых договоров. Таможенные ставки и подписание таких договоров зависели от встречного благоприятствования торговых партнеров в экспорте товаров из России. Они заметно повышались для тех стран, которые не создавали благоприятного режима для российского, прежде всего хлебного, экспорта.
В поле зрения министра финансов находилось и частное предпринимательство . Для его активизации необходимо было осовременить торгово-промышленное законодательство. Главным препятствием свободному предпринимательству выступал разрешительный характер учреждения новых и расширения действующих предприятий. Однако принятие выработанного многочисленными комиссиями законопроекта постоянно откладывалось. Неудачной оказалась и попытка модернизировать акционерное законодательство. Минфин настаивал на своем жестком контроле за деятельностью акционерных обществ. Тем не менее, 1890-е гг. стали временем впечатляющих темпов акционерного учредительства в истории России. Несмотря на законодательные ограничения, к 1901 г. в стране насчитывалось 1,5 тыс. компаний с капиталами, составлявшими 2/3 всех промышленных капиталовложений. Ежегодно открывалось до 90 российских и до 20 иностранных компаний. Пик учредительства пришелся на 1899 г., когда открылось 160 совместных и 40 иностранных компаний.
Железнодорожная политика Витте сводилась к трем основным направлениям: централизация тарифного дела; подчинение частных железных дорог руководству государства; расширение сети железных дорог. Новый закон о тарифах поставил тарифное дело под государственный контроль. Появилась возможность регулировать торговые потоки, стимулировать экспорт с целью пополнения золотовалютных резервов. Витте пошел на смелую меру, не имеющую аналогов в Европе и Америке, а именно: значительное удешевление грузовых и пассажирских тарифов. Пассажирские тарифы российских железных дорог были самыми низкими в мире: вдвое ниже наиболее низких австрийских, впятеро - наиболее высоких – английских (7). Это почти не давало прибыли, но стимулировало экономический подъем в России. Витте продолжил политику выкупа в казну убыточных частных железных дорог и интенсивного строительства новых за счет образовавшегося в 1990-е г. бюджетного резерва. В 1893 - 1902 гг. 1200 млн. руб. из обыкновенного бюджета было затрачено на создание новых железнодорожных линий (8). Несмотря на некоторое улучшение платежного баланса и бюджета, отказаться от частного строительства правительство не могло. Это связано с двумя причинами: во-первых, облигационные займы акционерных обществ содействовали притоку золота из-за границы; во-вторых, в связи с промышленным подъемом начался процесс накопления капиталов внутри страны, и частные компании часть своих облигационных займов стали размещать в России. За последнее десятилетие XIX в. частные компании выпустили гарантированные правительством облигационные займы на 870 млн. руб., из них 48% было размещено внутри страны.
Для регулирования отношений труда и капитала, предупреждения экономических конфликтов и преодоления классовых разногласий на политической почве Витте провел закон о реорганизации фабрично-заводской инспекции, расширив ее функции.
Результаты экономической, в том числе денежной, политики С.Ю. Витте были неоднозначными. Ему удалось укрепить денежную и кредитно-финансовую систему страны, введя золотой монометаллизм и укрепив российский рубль, которая вплоть до первой мировой войны высоко котировался в мире. Но его стабилизация достигалась за счет резкого повышения налогов, особенно косвенных, что ударяло по карману трудового народа, и введения винной монополии. Внешний долг страны вырос в полтора раза.
Реформы Витте обеспечили интенсивный экономический рост, промышленный подъем и широкий приток иностранных капиталов. Бурный подъем происходил в промышленности - металлургии, машиностроении и горнозаводской, где производство увеличилось в два-три раза. Высокие темпы тяжелой промышленности требовали увеличения объемов добывающей промышленности, в частности добычи минерального топлива. Такое увеличение произошло в 1890-е гг.: добыча каменного угля возросла в три раза, добыча нефти - в два с половиной раза. Более чем в два раза увеличилась протяженность железных дорог. Текстильная промышленность, уступая тяжелой по темпам роста, по абсолютным размерам производства оставалась на первом месте. Итогом промышленного подъема явилось значительное повышение производительности труда, и техническое перевооружение предприятий.
Вместе с тем политика протекционизма, создавая тепличные условия отечественной промышленности, делала ее товары неконкурентоспособными и отрицательно сказывалась на менталитете российской буржуазии, формируя ее аполитичность, иждивенческую психологию, надежду на льготы и опеку государства. К тому же не осуществлялось реформирование находившейся в тяжелом положении российской деревни.
Экономическая политика Витте была противоречива, она сохраняла, даже укрепляла и использовала существующие феодальные пережитки. Насаждаемое Витте государственное вмешательство в экономику сковывало инициативу частных предпринимателей. Устаревшие законодательные нормы не удалось изменить коренным образом, административные ограничения опутывали свободу частного предпринимательства. К началу XX в. экономическая модернизация исчерпала свои ресурсы, так как не дополнялась модернизацией политической. Злоупотребление «непопулярными» мерами обостряло социальные противоречия и недовольство существующим режимом.
Источник: Л. А. Муравьева