Почтовые редкости: любимые и настоящие
Пора покончить с архаичным коллекционированием марок по зубцам, бумаге, водяным знакам и опечаткам и перейти на единственно правильный метод... Максимум внимания рисунку марок! Такой призыв прозвучал в августе 1931 года со страниц "Советского коллекционера" - ежемесячного журнала, издававшегося в Москве и считавшегося официозом. Марки - это лишь картинки, вбрасываемые в почтовые окошки массовыми тиражами... Какие уж тут редкости, да и к чему они. Однако жизнь брала свое, менялись поколения, вкусы, потребности. Росло число "вырвавшихся за горизонт", готовых погоняться за редкими зубцовками, водяными знаками, потратиться на опечатки. Словом, пошла охота за редкостями-раритетами. А взобраться на новую ступень поспособствовала просочившаяся в нашу обитель неведомая прежде литература: шикарные каталоги респектабельных аукционных домов, солидные книжные издания, будто нацеленные на возбуждение аппетита на редкости.
Редкости. Раритеты. Уникаты. Жемчужины. Изюминки. Шедевры. Звезды первой величины, мерцающие, как кажется, на недоступной вышине филателистического небосклона. И прикоснуться-то к ним, тем более овладеть ими, удается, наверное, одному счастливцу из тысячи.
Есть научные определения понятия филателистической редкости. Дает его и наш, уже сам ставший большой редкостью, "Большой филателистический словарь" (М., "Радио и связь", 1988). Определение не расходится с толкованиями всех мировых филателистических энциклопедий: "По сути, это... очень редкая марка, существующая в небольшом количестве экземпляров. В зависимости от известного количества, раритеты принято делить на группы...". Конкретизируя разговор, отметим: "редкость" подчинена в мировой филателии условной шкале оценки. Просто редкость - это когда известны от 11 до 25 экземпляров; уникум - один известный экземпляр.
С чего начинаются редкости? Готов всерьез утверждать, что иногда... с картинки в твоем букваре. Это когда мальчишкой впервые столкнулся (на картинке ли, наяву ли) с почтовой маркой, загорелся, завел альбом, а лет через двадцать отправился на поиски редкостей. Начинаются редкости подчас и по недосмотру печатника. 19 марта 1879 года в ведомстве по изготовлению государственных бумаг (С.-Петербург), когда завершалось печатание растянувшейся на годы серии новых марок с традиционным российским гербом, запустили в производство темносерую марку с 7-копеечным номиналом. При этом незамеченным попал в печатную машину один, а может быть, и не один, лист другой бумаги с водяным знаком "пчелиные соты". Отпечатанные на этой бумаге марки были выпущены в обращение.
Любопытный казус. Кто-то приобрел экземпляр такой разновидности со штемпелем гашения Перми, и это дало повод к появлению мифа об изготовлении марок в этом северном городе. В настоящее время судьба двух "пермских марок" известна. Одна находится в коллекции Збигнева Микульского, знатока русской марки, вторую пока еще можно купить на филателистических аукционах фирмы Cherrystone (Нью-Йорк) за 60 тысяч долларов. Какая-то "пермская марка" была в свое время приобретена знаменитым русским филателистом Ф.А.Брейтфусом. Не исключено, что именно она впоследствии оказалась в коллекции Фаберже. Во всяком случае часть раритетов Брейтфуса продавалась в сентябре 1998 года на крупном международном аукционе цюрихской фирмы "Коринфила" в рамках реализации энаменитой коллекции марок Агафона и Карла Фаберже.
Общепринятыми редкостями классического периода является целый ряд русских марок конца XIX века. Разновидности некоторых из них, а еще чаще - интересные особенности выпусков минувшего века, включая марки земской почты и марки советского периода, сполна соответствуют строгим критериям мировой шкалы филателистических ценностей. Руководствуясь ими, составители современных красочных альбомов "Редкие марки мира" включают в свои реестры наши отечественные почтовые миниатюры. Появляются русские редкости и в периодически издаваемых, например, аукционной фирмой "Хартес" (Англия) указателях "Rare stamps of the world".
Через несколько лет после появления первой русской почтовой марки, в 1866 году, при печатании марок третьего выпуска с неизменным рисунком, российским гербом, "проскочила" (впервые!) любопытная разновидность. Часть выпущенных марок номиналом в 3 копейки оказалась с перевернутой "сердцевиной" - гербом. Впоследствии ей суждено было стать, по оценке немецкого каталога "Михель", самой дорогой маркой Российской империи. Не будем утруждать себя гаданиями по поводу несовершенств технологий тогдашней типографии, но и в последующие годы подобные казусы с перевернутым центром случались не раз: в 1884 году (марка номиналом в 14 копеек), в 1890 году (14 копеек, 3 рубля 50 копеек, 7 рублей), в 1904 году (15 и 25 копеек). В разряд редкостей относят и такие разновидности, как полное отсутствие центра или перевернутая подпечатка.
Особенно же редким выпуском ознаменовался год 1884. Изданные тогда две марки отличали, на первый взгляд, лишь впервые введенные почтой высокие номиналы - 3 рубля 50 копеек и 7 рублей. Но издатели каталогов заметили другое: марку достоинством 3 рубля отпечатали в Петербурге на разной бумаге. У основной части тиража - бумага с вертикальными линиями, у небольшого количества - с горизонтальными линиями. Марка из небольшого тиража, как признанная редкость, и была удостоена в каталогах самой высокой котировки. Правда, без ложки дегтя не обошлось. Вот один пример. В изданной в 1925 году в Ленинграде книжке "Филателист. Руководство по общему коллекционированию знаков почтовой оплаты" утверждалось: "К числу фальшивых марок относятся марки с рисунком образца 1884 г. в 3 р. 50 к. и в 7 р., но напечатанные на простой бумаге с водяными знаками, расположенными поперек марки.", то есть - с горизонтальными линиями.
И все-таки самой большой удачей считались случаи приобретения марок с перевернутой центральной частью. В период "золотого века" российской филателии самым известным коллекционером считали Филиппа Феррари (1848-1917), итальянского графа, живущего в Париже. Так вот, в его коллекции, состоящей из редкостей, видное место занимал раздел российских марок с большим числом весьма редких экземпляров. И среди них, предмет гордости, марки с перевернутым центром, о которых речь шла выше.
Вообще-то следует со всей ответственностью сказать, что глаза на истинные ценности российских марок - и нам, и зарубежью - раскрывают не какие-то мудрые аналитики, а практические результаты крупных международных аукционов. Ведь и поныне все, что касается наших редкостей, окутано туманом. В статье о ранних выпусках марок России Збигнев Микульский, признанный авторитет в этой области, писал недавно: "Можем ли мы сравнивать эти марки с легендарными и весьма дорогими раритетами, выпускавшимися на малых островах бывшей Британской империи, или с марками других стран, на которых имеются достаточно противоречивые "ошибки" в цвете и которые продолжают искусственно рекламировать и превозносить в качестве самых дорогих объектов для филателистических коллекций? Так что когда мы сравниваем эти "раритеты" с редчайшими марками из царской России, которые в течение 80 лет после революции были практически недоступны для российских же коллекционеров, спонсоров и дилеров, то нам совсем нетрудно предсказать, что их ждет возрождение и большое будущее".
Украшением многих аукционов на протяжении более чем 90-летнего блуждания по филателистическим торгам стала так называемая "тифлисская марка". Она вписала несколько ярких страниц в историю филателистического бизнеса. Этот выпуск тифлисской городской почты, появившийся 20 июня 1857 года, опередил на полгода издание в России общегосударственных почтовых марок. Самая именитая и самая редкая отечественная марка из Тифлиса признана одной из редчайших в мировой филателии. Выполненная тиснением на желтовато-белой бумаге без перфорации, она печаталась не листами, а полосками по пять штук. В настоящее время известны лишь три экземпляра.
Разбираться в извилистых путях ценообразования, которое, по идее, служит отражением степени редкости почтовой марки, непросто. Если графически изобразить цепочку владельцев известных экземпляров, разумеется, с учетом предлагавшихся ими котировок, то получится не относительно прямая линия, а ломаная кривая. Известно, что уже на первых порах "тифлисская марка" превысила цену марки России №1, причем в три раза. Скупивший три экземпляра "тифлиса" Агафон Фаберже, сын известного ювелира Карла Фаберже, показал их на довоенной международной выставке в Вене, где его экспонат стал мировой сенсацией. И уже в 1940 году он с большой выгодой продал все экземпляры на аукционе Хармера в Лондоне. На этих торгах один экземпляр достался крупному специалисту в области русской филателии Стайбу, а на аукционе фирмы "Зигель" в Нью-Йорке в 1971 году другой экземпляр "ушел" за 7250 долларов. Оказавшись вначале в коллекции Нормана Эпштейна, "тифлисская марка" в 1985 году обрела на аукционе Хармера в Нью-Йорке нового владельца. Теперь уже за 9000 долларов (при стартровой цене в 7500). Этим экземпляром пополнил свое собрание Збигнев Микульский, вскоре сконцентрировавший в своих руках все три экземпляра!
Заметим, однако, что между конъюнктурой и реальной стоимостью любого раритета мало общего. В 1966 году в каталоге "Ивер" тифлисский выпуск оценивался всего в 80 тысяч франков, то есть около 15 тысяч долларов. Лукавили составители! Ведь уже в 1971 году за марку выкладывали, как отмечалось, 7250 долларов. Затем в 1985 году за нее давали 9000 долларов. И совсем недавно появилась информация, что пару экземпляров марки Микульский продал за хорошенькую сумму - полмиллиона долларов!
Да, о многом говорит эта цепочка купли-продажи... Но, в конце концов, это ведь естественное явление - блуждание раритетов по мировым прилавкам филателистических аукционов, переход их от одного владельца к другому, сопровождаемый неизбежной эволюцией цен.
Однако отойдем от классики и переведем разговор в русло современной филателии. Разумеется, среди марок, выпущенных в нашей стране, нет подобных "тифлисской унике". Но и XX век не обделил современника редкостями, жемчужинами, изюминками, о которых мечтают многие. У выставочных центров около таких марок особенно многолюдно, а желающих поохотиться за подобными экземплярами на зарубежных аукционах становится все больше среди москвичей, петербуржцев и т.п.
Интересные предложения не редки на торгах таких аукционных фирм, как "Коринфила" (Цюрих), "Хайнрих Келер" (Берлин-Висбаден) и ряда фирм Англии и США. На одном из недавних аукционов основанной в 1913 году немецкой фирмы, называемой пионером германских аукционов, наша отечественная почта была представлена 180 лотами. Среди "изюминок" - марка 1923 года с надпечаткой пятиконечной звезды и аббревиатуры "РСФСР" и новым номиналом 20 рублей на 15-копеечном выпуске дореволюционной России (с гербом). Марка беззубцовая, с длинным нижним полем. Редкостный по сохранности экземпляр сопровождался фотоаттестатом З. Микульского. Стартовая цена - 900 марок. Исключительный интерес вызвал авиапочтовый раздел аукциона, который увенчали пять марок так называемой "консульской почты", в том числе знаменитый "консульский полтинник".
История выпуска не лишена своей интриги. После установления дипломатических отношений с Германией в 1922 году посольство Российской Федерации в Берлине решило употребить сохранившиеся остатки дореволюционных марок консульской пошлины на важное дело. По спецзаказу быстро надпечатали на них красной краской текст: "Воздушная почта РСФСР" и новые номиналы в рейхсмарках. Серия состояла из пяти выпусков разных достоинств. Но экземпляров самого высокого, 50-копеечного номинала, предназначенных для надпечатки "1200 германских марок" не хватило. Теперь эти экземпляры - "консульские полтинники", успевшие обрасти легендами, известны в нашей стране всего в 7-8 экземплярах. А аукционный экземпляр прекрасной сохранности (и вновь с заверкой Микульского) был выставлен на торги со стартовой ценой 8000 марок.
Точку в этой истории можно поставить, упомянув одну из сенсаций Всероссийской филателистической выстаки "Россия-2001. Экспонат москвича Игоря Михайловича Горского "РСФСР, 1918-1923 гг." запомнился великолепной разработкой марок консульской авиапочты. Чего стоит раскладка по пяти типам "консульского полтинника"! Впервые в нашей стране показан раритет всемирного значения.
Видимо, закономерно, что откровения ждут нас чаще всего среди марок авиапочты. Здесь лидеры - выпуски 1930-х годов, посвященные дирижаблям. Так, к визиту германского дирижабля "Граф Цепелин" в Москву (1930) была приурочена серия из двух крупноформатных марок. Здесь большой редкостью стал беззубцовый вариант. В 2001 году на 52-м аукционе парижской фирмы Франсуа Фельдмана, нередко посещаемой гостями из России, была продана беззубцовая серия, оцененная в 12 000 франков.
Источник: Евгений САШЕНКОВ
Журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования"