Collection

 

Статьи

 

Роль монет в изучении античности

Монеты иллюстрируют наши знания о прошлом. Они дополняют записи древних писателей, данные археологических раскопок — ведь изображения на монетах сопоставимы с древними памятниками искусства. В итоге перед нами возникает правдивая картина про­шлого, в которой каждый факт и каждая деталь зани­мают свое место, проверяют и подтверждают друг друга.

На монетах Римской империи очень часто изображали празднества, спортивные игры, сцены из мифов. Эти монеты помогают изучать древний быт и религию, часто превращаясь в прекрасные иллюстрации истории Древнего Рима. Знаменитые исторические и легендарные события, описанные древними писателями, оживают на монетном поле. Есть денарий, 129 г. до н. э., иллюстрирующий легенду об основании Рима. Два близнеца — Ромул и Рем и волчица, их вскормившая, изображены на этих монетах. Рядом стоит пастух Фавстул, нашедший близнецов. Мы можем любоваться сценами, изображающими голосование в одном из учреждений Древнего Рима, или бегство легендарного Энея из Трои, или похищение сабинянок. Сын знаменитого диктатора Суллы в память приказал изобразить на монетах сцену передачи мавританским царем Бокхом пленного нумидийского царя Югурты, восставшего против власти Рима. Эта сцена рассказывает о блестящей победе Суллы в борьбе с Югуртой.

Исторические события часто изображались в виде аллегорий. Например, разрушение римским императо­ром Иерусалима на монетах символизировалось фигурой женщины Иудеи, плачущей под пальмой.

Часто монеты говорят о том, что завоеванные Ри­мом и безжалостно эксплуатируемые им провинции восставали и пытались сокрушить Рим. В 90—88 гг. до н. э. так называемые союзники Рима — подчиненные ему племена на Италийском полуострове — подняли войну против своего поработителя и отчеканили монеты, на которых изображен италийский бык, бодающий римскую волчицу.

Наивно, но красноречиво показали на монетах враги Рима свои цели.

В имперском правлении, в мобилизации под единой власть всех сил в государстве видел Цезарь путь к сохране нию и умножению мощи Рима. Он выпустил монеты с своим портретом, именем и изображением слона кап символа силы. А его убийца — один из вождей про­тивоположного лагеря, сторонников старых республи­канских аристократических свобод, — Брут отчеканил такую монету: фригийский колпак с двумя кинжалами означали свбоду и напоминали об убийстве Цезаря. И чтобы не оставалось ни у кого сомнений, здесь же была надпись «Иды марта», т. е. день, когда пал Цезарь.

Монеты ярко показывают, что римляне очень хорошо понимали агитационное, пропагандистское значение монет, в сотнях и тысячах экземпляров расходящихся' среди населения. Это использовали императоры, чтобы; всюду распространять сведения о своих титулах и должностях, показывать народу, что они сосредоточили в своих руках все верховные религиозные и гражданские посты, в том числе и старые республиканские. Мы читаем на монетах: «Тиберий Клавдий Цезарь Август, вер­ховный жрец, трибун, император» или «Император Цезарь Нерва Траян Август Германский, верховный Понтифик (т. е. глава религии), обладающий трибунской властью, консул в четвертый раз, отец отече­ства».

Откуда появилось слово «монета»? Ответ дают римские серебряные монеты. На монете магистрата Тита Каризия (45 г. до н. э.) на лицевой стороне изображена голова богини и написано «Монета». Это слово было сначала одним из прозвищ богини Юноны. Означало оно «богиня-предупредительница». В ее храме распо­ложился монетный двор. В честь его и богини Юноны чеканные деньги стали называться монетой. На оборотной стороне денария изображали набор инструментов монетного двора: клещи, которыми держали раскаленный слиток, и четырехгранный столбик — нижний штемпель. Здесь же изображена и остроконечная шапка с лавровым венком — принадлежность бога Вулкана, покровителя кузнечного ремесла.

Изучение монетных типов дает много сведений не только по политической истории. Нумизматы оказывают большую помощь историкам искусства.

Хорошо известна статуя великого греческого скульптора Праксителя (IV в. до н. э.), изображающая Гермеса с Дионисом на левой руке. В какой позе стоял Гермес, в каком положении находилась его отбитая правая рука и что он держал в ней? Вопросы, казалось были неразрешимы, пока не стала известна монета фракийского города Анхиала. На ней изображена статуя Гермеса в первоначальном виде. Гермес в высоко поднятой руке держал виноградную кисть, показывая ей мальчишке Дионису.

Посетителей Лувра встречает знаменитая Ника Самофракийская — мраморная богиня Победы. Какого времени эта статуя и в честь какого события она no ставлена? Находка монеты македонского царя IV в. до н. э. Деметрия Полиоркета ответила на эти вопросы. На монете изображена такая же Ника, стоящая на корабле. Стало ясно, что луврская богиня Победы — памятник в честь морской победы Деметрия над Птолемеем I при кипрском Саламине в 306 г. до н. э. Это событие было хорошо известно историкам, но связывать его с луврской Никой до находки монеты никому не прихо­дило в голову.

Нумизматика сыграла большую роль в изучении истории архитектуры. Как ни миниатюрны изображения древних зданий, встречающихся на монетах, все же они помогают архитекторам восстановить некоторые черты разрушенных древних построек.

На одной монете Римской империи, чеканенной в Афинах, изображен театр Диониса на фоне афинского Акрополя. Когда археологи исследовали холм Акро­поля, они обратили внимание на эту монету. По тому, как расположены здания на холме Акрополя, можно определить, с какой стороны холма нужно искать и театр Диониса. Монеты помогли отыскать этот замечательный памятник древнего искусства и культуры.

Английский историк XVIII в. Э. Гиббон писал, что если все письменные источники о путешествиях рим­ского императора II в. н. э. Адриана были бы утрачены, то о его поездках можно было бы рассказать на осно­вании данных нумизматики и сохранившихся монументов. Не лучшее ли это признание информационной ценности древних монет?

По тонкости исполнения, выразительности рисунка, простоте и изяществу композиции некоторые мо­неты являются шедеврами изобразительного искусства. Особенно славятся монеты Сицилии V в. до н. э. На них обычно изображали колесницы на беговых состязаниях. Наиболее знамениты два резчика монетных штемпелей - Кимон и Евэнет. Каждая монета, вышедшая из-под штемпеля этих мастеров, была замечательным произведением искусства. Сицилийским и другим греческим монетами восхищался Микеланджело, а Гете сказал о них: "Эти чудесные монеты представляют собой бесконечную весну цветов и плодов искусства!".

 

Источник: Александр БОРИСОВ

О Нас | Карта сайта | Контакты | © 2007 Червонец
Клуб Нумизмат | TOP 100